(блин, из-за одного названия материал напишу, хоть и лень..)
Пошла тут мама наша с Мишуткой в магазин покупать ему игрушку без папы. И чтоб папе было приятно (папа напутствовал словами: фигню не берите возьмите что-нибудь э-э.. полезное), купили некий (китайский) электронный конструктор.
Не, ну я тоже в детствеюности как зарабатывать стал, покупал себе разные советские электронные конструкторы, но я хотя бы знал, что у транзистора есть эмиттер..
Приносят в общем вот это:
Я как увидел, обрадовался конечно, но вопрос на всякий случай задал: - Ты, Лариса, что? Хочешь, чтоб у Мишки так же, как у меня сейчас, железки по всей квартире в будущем валялись?
Мне было отвечено: - Ты ж сказал, купите что-нибудь полезное, вот мы и купили!
Куплено - распечатано. Стали разбираться.
Господа. В советских конструкторах конечно бумага была не такая хорошая. И упаковка без 3Д эффекта. Да что там - вульгарный мятый гофрокартон. Но и задача перед советской властью стояла другая. А именно - воспитать думающих, всесторонне развитых, широко образованных людей - строителей коммунизма. А не строителей капитализма, работающих на конвейере.
Постараюсь внятно откомментировать, что мне не понравилось в наборе.
Это красивая обложка. Понравилась.
Ну тут для юристов, чтоб не дай б-г.. (это я щас инструкцыйу буду постранично постить). Хотя писать о том, что в микроволновку нельзя засовывать кошку, по-моему тоже перебор. Нынешнее право такое право - вот и dod уже жалуется на нехватку мозгов.
Тут краткое описание компонентов, наличествующих в наборе. Упор сделан на то, чтоб маленький китаец ребенок научился отличать детали по внешнему виду. О свойствах радиоэлементов говорится крайне упрощенно и примитивно. "Пьезоизлучатель - это большой круглый металлический диск (! - caterpillar). Он создает шум, когда через него проходит электрический ток."
Между прочим 8+ на коробке написано, слова "даун" нигде не было.
Ну и пошел процесс обучения сборке. Обратите внимание - схемы устройства мы еще даже не видели. А выводы транзистора оказывается именуются как "1", "2" и "3".
О, вспомнил кстати! При цене устройства около четырехсот рублей на батарейки продавцам денех все же не хватило. Радиодеталей там по моим прикидкам рублей на пятнадцать.
И тут о - бинго - наконец схема! Почему-то в разделе "Траблшутинг" (неисправности, проблемы). Как говорится, если ничто другое не помогло - прочтите наконец инструкцию. Еще предлагается для организации сигнализации привязывать веревочку (в комплекте) к проводочку. Чтоб значицца открывающаяся дверь или окно выдёргевали пасрецтвом верёвачьки провалочку ис схемы и таким образом фключали сегналезацыйу.
Пардон.
Собранное устройство противно пищит, отключается только выниманием батарейки и ни на что в общем-то не способно в силу примитивности конструкции.
Купленная нами ими вещь однозначно предназначена для воспитания из ребенка послушного винтика, умеющего быстро стоять на конвейере и не задумывающегося о существовании выходящих за его (конвейера) рамки вещей.
Я, признаться, так распсиховался после их покупки, что отложил написание поста на три дня, чтоб поостыть. Не получилось! Но я ведь прав - это вообще отучает думать! Возьми деталь номер 6, вставь в сокет номер 3.. Тьфу.
Вот и зря, что не рассматривал. Ну сам прикинь- когда в Пекине +8 в Новокузнецке толь +3 толь +4 -в зависимости от последних партийных течений. Но по любому до +5 не дотягивает!
А насчет думающих детишек, понимающих чем коллектор от эмиттера отличается, и знающих даже где у транзистора база - много интересного мне рассказывали вполне взрослые и серьезные дядьки. Реальные ситуации. Вот одна из них.
Рассказывал один из разработчиков ракетных комплексов типа ЗРК.
Ракеты всё как то не так летают, как планировали. Не, иногда - нормально, а иногда - черте куда. Где то 20-25%. Вспоминают, что где то такой процент случайных наводок в проводке. С ним боролись довольно остроумно - прокладывали проводку по сложной траектории, но там уже не 5-й класс 2-я четверть - мозги включали всерьез.
Ну так возвращают партию в этот НИИЧЕГОТО, вскрывают - и обнаруживают, что монтажники то умные оказались - "самое светлое на свете серое вещество" - оно у них не просто для заполнения черепной коробки. Эт там инженера чего то перемудрили, переучились, эт мы враз исправим! Cократим сопротивление проводки, сэкономим материал. Потом с их же дурней бутылку стребуем.
В результате вся проводка проложена по кратчайшим траекториям - а вот нефиг выделываться, апостол Павел, ходи по камушкам, как все!
Или вот еще история - чуток попроще - уже из школьной физики.
КБ ТНП (товаров народного потребления) - раньше было на всех заводах в целях неуклонного роста благосостояния граждан.
И вот на одном из таких заводов в таком вот КБ ломают конструктора бошку - как бы выжигательный прибор для школьников и иных умельцев сделать без скрепляющих деталей - на пайке - что гораздо технологичнее и безопаснее с точки зрения случайной искры. И ведь надо для этого сущий пустяк - чтоб жало приборчика нагревалось, а место пайки с нагревательным элементом оставалось холодным. Ну и додумываются технологи расковав жало (увеличив тем самым его площадь и уменьшив сопротивление) заставить глупый ток греть то самое жало, разумеется, предварительно остренько заточенное, чтоб рисунок выжигался тоненькими линиями а не толстыми каракулями. При этом места спайки должны, по идее, остаться, ну, если не совсем холодными, то уж чуть тепленькими.
И выходит разработка из КБ. И попадает в нормальный цех ТНП. И умные сборщики обнаруживают целую лишнюю операции по отковке жала. И, совершенно справедливо подозревая всех конструкторов в скрытой ненависти к пролетариату, берут на себя исправление этого головотяпства и саботажа, и грамотно обтачивают жало на наждаке, доводя его острие до нужного уровня, минуя отковку.
Результат - в соответствии с законом Ома, Георгия нашего, Семёновича - уменьшение площади проводника, увеличение его сопротивления, снижение силы тока, и, как следствие - нагрев и распайка всего аппарата при сохранении холода мертвящего на острие жала.
А теперь представим себе на секундочку на месте наших умнейших и грамотнейших сборщиков-монтажников тупых китайцев, не умеющих задумываться об экономии проводов и избыточности технологических процедур. И всего то понимающих действия, описанные рисунками и цифрами от 1 до 9 (0 исключен, чтоб не задумывались). Ну и кого б вы предпочли в качестве сборщика приборчика или самолетика на котором вам лететь?
Да за это [censored] убивать надо! (прошу не удалять, ибо крик души)
Техпроцесс - это святое! Какого черта выдумывать что-то там, где другие уже многажды подумали?
У нас на заводе (когда я молодой ищщо работал) тоже был молодой технолог. Как он возмущался мне (мы ж оба молодые были, хоть и в разных категориях - я продвинутый слесарь по ремонту, он итр), что ничто невозможно внедрить нормально - всюду человеческий фактор. А технология - учил он - это когда результат операции не зависит от ее исполнителя.
Хороший пацан был. Поискать что ли в одноклассниках?..
Да и счас на отделке, если с кем "умным" редко когда свяжешься - уж лучше сам, ничего не изобретая.. Сорри.
технология - это когда результат операции не зависит от ее исполнителя.
Ага. Изрядно сказано. Как главный технолог и по формальной должности и по факту на протяжении последних 15 лет-готов подписаться чем угодно. Как специалист, и говорят, не самый плохой-не хотел бы оказаться исполнителем такой технологии.
И кстати имел разговор я не так давно с человеком постарше меня, работающим электриком на разрезе (>=10000 вольт).
Он говорил мне - там ничо знать не надо. Тебе дают бумагу - ты по ней работаешь. Там написано по пунктам, что надо сделать, придя на работу-объект. Да штоб мы так жили, Давид - это ж мечта поэта, не?
Ага. Мечта. Для ее осуществления необходимо с самого раннего детства разделять детей на вершителей и исполнителей (ой, где то я уже это слышал). Принцип отбора? А просто по жребию. Или за бабки - уж точно не по тестам - там и подтасовать можно и коррупция будет. Ну и готовить по разному: одних учить осмысливать каждое действие, спорить с учителями, нарушать инструкции, а другим: азбука и арифметика, чтоб буковки с цифирками не путали. А уж прочитать то сумеют и картинки разберут. Это идеал. А теперь перечитай свой пост с самого начала. Ну и самоопределись как то.
Может я не так немного выразился (ты меня конечно щас растопчешь вмиг - мне не жалко ) Это ж не на все случаи жизни.. Как раз я может и прав - где-то следовать инструкциям, где-то самому включать мозги.. Это ж думать надо.
Даже для того, чтоб следовать инструкциям, надо понимать, что их писали не дураки и не зря, - во! И сознательно им следовать, а не тупо.
Беда в том, что вот это самое, разумного подхода ожидание, полностью перечеркивает независимость системы от человека. Или-или - и никак подругому. При этом сама система, как расчитанная на тупизм исполнителя, так и исключающая его дурное вмешательство, работает нормально только в конкретных условиях и не переносится на иную почву. Ну как великолепное боевое искусство востока практически неприменимо в условиях северных стран. Или рассчитанный на разгильдяйское отношение рядового худайбергенова автомат калашникова чудно устраивает всех раздолбаев, а вот спецы его не жалуют и выбирают более точное и кучное оружие. Правда, для работы в непыльных условиях. Так вот найти середину разумную - жизни всех поколений предшественников не хватило. Посему - "пусть будет, как будет, ведь как нибудь да будет, никогда же не было чтобы никак не было!"
А воспитание детей - это действительно задача еще та. Но тут мы сами виноваты. Когда-то по молодости читал в Библии, что семь поколений будет за мои грехи страдать. С тех пор и пытаюсь каждодневно (!) избегать!
Ну вот мы не заметно и подошли к формулировке закона, описывающего нашу ментальность наиболее емко и точно: что русскому (не перебивайте, вы, политкорректоры,мля!!!) хорошо, то ему же потом и плохо!