Преподаватели бьют тревогу: студенты могут назвать дату Куликовской битвы, но проявляют феноменальное невежество в истории Советского Союза. Есть о чем подумать: самые юные из нынешних избирателей родились в 1991 году и узнают о недавнем прошлом своей страны из учебников, СМИ и рассказов родителей. Какие мифы складываются в их головах? Накануне 7 ноября корреспонденты "Недели" Дарья Варламова и Полина Потапова выяснили это у студентов столичных вузов. Анастасия, факультет психологии: - Мне кажется, социалистическая система тормозила развитие страны на протяжении всего периода своего существования, хотя такие значимые события, как полет Гагарина в космос, нельзя недооценивать. Из советских лидеров мне больше всего симпатичен Хрущев — он не был таким больным, убивающим нормальных людей, как Сталин, при нем не было застоя, как при Брежневе, и он не развалил СССР, как Горбачев. Андропов за свое недолгое пребывание на посту не успел многого сделать. Про Черненко тоже не могу ничего сказать. Из политических и экономических деятелей советского времени помню Троцкого, Берию, Орджоникидзе, Дзержинского, Зиновьева, Кирова, Косыгина, Бухарина, Свердлова. Из науки — Бехтерева, Павлова, Сахарова, Туполева, Сухого, Выготского, Леонтьева, Рубинштейна. Вот известных диссидентов, к сожалению, не помню. Мне кажется, историю СССР нам очень поверхностно дают и акцентируют внимание не совсем на том. Например, у нас в школе надо было зубрить про Великую Отечественную, но я совершенно не помню, чтобы мы изучали науку и культуру. Хотя, наверное, школа школе рознь. Данияр, факультет журналистики: - СССР ассоциируется у меня с добрыми, но наивными людьми и подлыми идеологами. "Совок", который я застал в раннем детстве, был хорош и приятен. Было какое-то ощущение равенства — не в смысле "отнять и поделить", а в смысле "мы все в заднице, но из нее надо выбираться". Главный негатив был в основном в материальном положении — как раз в том, в чем теперь мы чудовищно отстаем от всех. Но, кажется, было и хорошее. Можно было уйти с головой в науку и образование. Были какие-то рамки, приличия и ощущение нормы (насколько верной и целесообразной — отдельный вопрос). Наличие хотя бы каких-то, пусть просто декларируемых идеалов, близких всем. Хотя у Сорокина есть другое понятие "нормы" — кусок говна, который нужно было съедать каждому советскому человеку в день. Не могу сказать, что я много знаю об СССР — это все отголоски какой-то давно прошедшей эпохи. Реально весь "совок", с которым я непосредственно соприкоснулся, уже был вымыт западными символами. Знаю про колбасу Микояна и "не имей сто друзей, а женись, как Аджубей". Из диссидентов на ум приходят только Синявский и Солженицын. Софья, факультет мировой экономики и мировой политики: - "Совок" — это серо-коричневая, поносного цвета одежда, которая почему-то вспоминается в первую очередь. Отсутствие ярких красок, бюрократия, справки, списки, очереди, дефицит, но в первую очередь — учреждения. Те, которые до сих пор сохранились: бесконечные ЖКХ и прочее, с обшарпанными стенами, мебелью из ДСП, тетками с "химией" и дешевой помадой. Это что касается "совка", а в Советском Союзе было и много хорошего — стабильность, безопасность, уверенность в завтрашнем дне, коллективность (до определенного предела), умение радоваться мелочам, квартирные тусовки... Хотя в целом я воспринимаю СССР негативно, как задержку в развитии, несмотря на полезный опыт. Из "вождей" мне не нравится никто. Горбачеву спасибо, конечно, но я не уверена, что развал СССР — это его заслуга, а не слабость и непрофессионализм, или вообще совпадение. Ирина, факультет социологии: - Что я знаю про СССР? Отсутствие частной собственности, жесткая цензура, сильнейшее давление идеологией. Колхозное хозяйство, плановое производство и переработки, так как планы зачастую изначально занижались — отсюда неэффективность. Насчет "вождей" — я даже не помню, с какого по какой год кто правил. Помню только, что Сталин вроде в 1953 году умер. Думаю, там много было хорошего, например, досуг людей очень поддерживался. Сейчас молодежь страдает от "нечего делать" — а раньше все были заняты. Денис, факультет мировой экономики: - С советскими временами у меня ассоциируются Первомай и Ленин, демонстрации и постоянные очереди, газировка из автоматов и пионерские галстуки. А самое главное — уверенность в завтрашнем дне и бесплатное высшее образование. По крайней мере, мне так рассказывали родители. Жаль, что стабильность осталась где-то там, вместе с СССР. Мне бы хотелось быть уверенным в том, что я устроюсь на работу, что получу квартиру, что если буду трудиться, то не останусь голодным. Мне даже кажется, что советский народ был более сплоченным, более добрым по отношению друг к другу. Из советских лидеров более остальных мне симпатичен Ленин. Он основал СССР и не действовал криминальными методами. Я думаю, он боролся за идею, а не за пухлый кошелек, как это все чаще бывает в наше время Перлы из сочинений школьников "Когда был союз СССР, люди не обращали внимания на одежду. Одевались не так хорошо. Мужчины одевались в галоши, в телогрейку, легкую шапку и перчатки, когда работаешь. А женщины надевали кофту, перчатки, шарф на голову (чтоб голова не была видна) — и тоже в галоши. Так было удобнее всего работать". "Продукты в СССР были не очень качественные. За колбасой были 20-километровые очереди. Колбаса одной фабрики иногда была даже зеленой". "Люди в СССР всегда работали и отказывались отдыхать. Они приходили с работы и ложились сразу спать, потому что очень уставали на работе. Сны люди не смотрели". "Мне жалко советских детей. У них не было компьютеров, не было игрушек. Взрослые им всегда говорили, что надо много работать. А когда надо было отдыхать, взрослые говорили им сходить погулять. Дети постоянно ходили по улицам. Это было единственное развлечение для детей". "СССР... Они жили бедно, но мысли у них были богатые". "...Там, в СССР, жили очень цивилизованные люди. У них были хорошие работы (интересные). Они не выражались оскорбительными словами. Они помогали друг другу, не отнимали, не жадничали. Мы отличаемся от них. Они отличались от всех людей на планете..." "Ленин — известный человек, который занимался вложением денег в развитие Советского Союза". "Самыми счастливыми были те, кто жил в деревнях. У них было свое хозяйство, и они всегда могли зарезать и съесть свою свинью. А в городах люди всегда голодали..." "Когда на нашу страну напали фашисты, Сталин поначалу испугался и спрятался в Кремле. И тогда к Сталину пришел Жуков и сказал: "Чего нам бояться фашиста? Разве мы не русские люди?" "И то правда", — сказал Сталин. Тогда-то и наступил перелом в Великой Отечественной войне". Мнение педагогов Алексей Рябинин, доктор исторических наук, преподаватель Высшей школы экономики: - Историю СССР студенты действительно знают плохо, но в целом этот период оценивают положительно — ведь всегда кажется, что раньше жизнь была лучше. Нынешняя молодежь романтизирует Союз, он представляется им эгалитарным обществом, где государство заботится обо всех, в частности о студентах. Только 20-25% учеников представляют, что было на самом деле. Гуманитарии разбираются в истории получше, могут отличить Сталина от Хрущева, но встречается и совсем "дикий народ". Кто-то увлекается Великой Отечественной войной. Кто-то — андеграундом и песнями бардов, некоторые знают подпольных художников. Но год от года ситуация со знаниями об СССР ухудшается. Странно, что семья не передает молодым людям адекватных представлений о прошлом. (Подчеркнуто мною - tiles) А что касается вернувшегося пиетета к Сталину — мне кажется, это свойственное молодежи чувство противоречия: "Ах, у вас частная собственность и свобода слова? Не надо нам ни того, ни другого, подайте нам авторитаризм!" Но если приложить усилия, этим ребятам вполне можно объяснить реальную картину прошлого. Александр Кречетов, 21 год, учитель истории в школе N 1370: - Сейчас историю СССР в школе преподают по учебнику Данилова и Косулиной. В нем, на мой взгляд, сделана весьма удачная попытка взглянуть на личность Сталина объективно. Авторы рассказывают и про рывок государства на индустриальную ступень развития, и про ГУЛАГ. Говорят, в новых учебниках личность Сталина будет рассматриваться только с позиции "эффективного менеджера" без упоминания ГУЛАГа. Надеюсь, это слухи. Для современных школьников СССР — некая сказка, причем малоинтересная. Они формируют мнение на слухах и компьютерных играх, где СССР обычно — агрессор. После 91-го года на прилавки, в эфир телеканалов вылилась огромная волна несоветской историографии. Должна быть альтернативная точка зрения, но это внесло сумятицу в умы. 70 лет ругали белых, теперь ругают красных. 70 лет боготворили Ленина, а теперь это многим смешно. А вот еще ссылка на фотографии, понажимайте там на старые-новые, чтоб посмотреть другие.
Источник: http://nnm.ru/blogs/russouth/gagarin_ravenstvo_ocheredi_deficit/#cut |